Книги для родителей "Воспитай Человека" и "Пойми ребенка"!
 Для самостоятельного решения любого вопроса по поведению ребенка...  Узнать больше →

Кому нужна эта “домашка”?!

РАДИО "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА"

У сторонников “кнута” и “пряника” свои доводы.

И, к замешательству родителей, все они выглядят очень убедительно!

Общество

 

Ведущие: Андрей РЯБЦЕВ, Александра КОЧНЕВА, Валентин АЛФИМОВ

 

В эфире: 

  • директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна БЕЗРУКИХ
  • победитель конкурса “Учитель года-2017” историк Илья ДЕМАКОВ
  • автор программ по совершенствованию детско-родительских отношений, психолог Татьяна НОЧКИНА

Почему домашние задания доводят детей и родителей до срыва? И нужны ли они вообще?

 

“Нам ничего не задали!” - радостно сообщает ребёнок-школьник. И вы тут же настораживаетесь: “Не может быть, чтобы не задали! Покажи-ка дневник”. Мы, “выращенные” в строгостях советской (или постсоветской) школы, категорически не понимаем: как это - не делать уроки? Между тем, передовые педагогические практики домашнего задания не предусматривают. Более того, рекомендуется дать чаду просто побездельничать. Но мы же не такие! Мы хотим, чтобы были секции-кружки, домашние задания, а ещё репетитор. Иначе что это за образование?! Особо озабоченные родители делают “домашку”, как они думают, вместе с детьми. Но на деле выходит, что решают задачки полностью сами, ещё и списывая друг у друга в мама-чатах. Чем в это время занят ребёнок? Скучает. За него же всё сделали! В лучшем случае останется только бездумно записать уже готовое решение в тетрадь.

Нужна ли вообще “домашка”? Когда и как её лучше делать? И стоит ли вмешиваться родителям? В эфире Радио “КП” мы поговорили об этом со специалистами: директором Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяной Безруких, победителем конкурса “Учитель года-2017” историком Ильёй Демаковым, автором тренинга по совершенствованию детско-родительских отношений психологом Татьяной Ночкиной.

 

Действительно ли дети перегружены?

 

М. Безруких:

- Наши дети в плане загруженности на фоне остального мира выглядят хуже всех. В старшей школе рабочая неделя (с учетом домашних заданий, регламентированных по времени) - от 60 до 72 часов. Рабочая неделя взрослого человека - 48 часов. У старшеклассников сегодня 6-7 уроков, 2 часа внеурочной деятельности и 3,5 часа для выполнения домашних заданий. Плюс факультатив, плюс репетитор. То есть фактически наши дети делают уроки за счет сна.

И. Демаков:

- Сегодня от школьника ежедневно по 5-6 часов требуется быть сосредоточенным и давать результат. Учёба - это довольно трудно! И когда ребёнок возвращается домой и сталкивается с нынешним объемом домашних заданий, для него всё начинается по второму кругу. Поэтому неудивительно, что чем больше мы сегодня “грузим” ребёнка, тем больше у него желание ускользнуть от этого. Например, в пространство гаджетов - там нет нас с нашим домашним заданием.

 

Т. Ночкина:

- Самостоятельные дети вполне укладываются в нормативы, которые сегодня отводятся на выполнение домашнего задания. Проблемы, как правило, есть именно у тех детей, которые привыкли делать уроки со взрослыми, - начинается волокита, слёзы, ребёнок отвлекается.

Я чаще сталкиваюсь с перегруженными родителями. Дети, которых жёстко контролировали в учёбе в начальных классах, вырываются из оков. Ближе к 6-7 классам начинаются очень серьёзные конфликты: протесты, “двойки”, не выполненное домашнее задание.

 

Нужны ли вообще домашние задания?

 

М. Безруких:

- Скорее, нужны. Я не буду говорить про подростков - они уже умеют сами регулировать: что-то пропускают (выполнить все задания ко всем урокам просто невозможно), а что-то делают. Но тревогу вызывают ученики начальной школы. Они не умеют распределять свое время.

 

И. Демаков:

- Я своим ученикам не задаю. Но не представляю математику или литературу без домашних заданий. А в истории или в русском языке, на мой взгляд, без них вполне можно обойтись. В моем случае - как на это реагируют родители? “Не может быть ничего не задано. Что-то должен делать!”. По статистике ЮНЕСКО, примерно в половине стран мира сегодня учат без домашних заданий. Там учителя сумели договориться с родителями. И если сегодня мы говорим об отмене или хотя бы сокращении домашних заданий, то инициатива должна исходить прежде всего от родителей.

Как правильно делать “домашку”?

 

М. Безруких:

- Оптимальное время - с 15:00 до 17:00. После 7 вечера производительность резко падает. Ребенок затрачивает слишком много усилий на то, чтобы сосредоточиться. И в итоге всё это становится бессмысленным. Распорядок должен быть такой: вышел из школы, погулял (ребенку необходимо быть на воздухе минимум 1,5 часа в день), пообедал, отдохнул, хорошо хотя бы минут 15 полежать (малыши-первоклассники часто буквально проваливаются в сон; многие в начальных классах еще играют), сделал уроки.

Важный момент: нельзя делать сразу всё по принципу “не сделаешь - не встанешь”. В начальных классах нужно разбивать подготовку домашних заданий на периоды. 15-20 минут позанимался - выпил сока, съел яблоко, походил. Дети в таком возрасте быстро утомляются.

 

Ребёнок не может делать сам. Это нормально?

 

Т. Ночкина:

- В идеале это должно закладываться в 1-2 классах. Дети в таком возрасте очень любят проводить время со взрослыми, в том числе делать уроки. А нужно постепенно оставлять детей одних, по 5 минут, потом по 10, потом по 20 и в итоге добиваться того, чтобы делал сам. Но можно приучить и в более старшем возрасте. Нужно понять, что основная функция родителя - поддерживать ребёнка, компенсировать недостаток внимания со стороны учителя, обращать внимание на прогресс. Нужно говорить конкретные вещи. “Ты сегодня сам сделал английский - как же здорово! Так быстро и аккуратно!”. Допустим, ребёнок плохо пишет. Не надо постоянно говорить ему: “Как курица лапой”. Наоборот, обращайте внимание на успехи, хвалите каждый раз, когда ребёнок постарался. Пролистайте тетрадь на 2-3 страницы назад и скажите: “Смотри, ещё недавно всё было вот так неровно, а теперь у тебя отлично получаются вот эти буквы. Ты молодец, что так стараешься!”. Перестаньте для ребёнка быть вторым учителем, вторым контролирующим звеном, станьте помощником и другом, поддержите его.

 

Надо ли вообще вмешиваться в подготовку уроков?

 

Т. Ночкина:

- Нормально - помогать, если что-то не получается, и хвалить, если получается. Но не делать за ребёнка. Очень часто родители не понимают, что в школу идет ребёнок, а не они вместе с ребёнком. У многих появляется такая установка: “Если мой сын (дочь) получил (-а) “двойку” - её получил я как плохой родитель”. Нужно, наоборот, воспитывать личную ответственность школьника.

 

И. Демаков:

- В начальной школе зачастую происходит конкурс родителей: кто лучше рисует, кто лучше считает. И часто такая практика переходит в среднюю школу. Это, конечно же, неправильно.

 

М. Безруких:

- Не сидите за спиной, не комментируйте каждое действие ребенка. Пускай он делает самостоятельно, а вам показывает результат. Если что-то не получается - помогите ему. Но только после того, как он попробовал сделать самостоятельно.

 

ВОПРОС ДНЯ

Задавать ли школьникам домашнее задание?

 

Антон МОЛЕВ, глава Комиссии по образованию Мосгордумы:

- Сложно представить себе школу без домашних заданий, вопрос в объеме и соотношении с учебной нагрузкой. Мы не уйдем от домашнего задания радикальным образом, но то, что большинство школ, занимающих лидирующие позиции по образованию, имеют меньшие объемы домашней работы, - факт.

Вячеслав ДАНИЛОВ, преподаватель философии в МГУ:

- В вузах РФ для заполнения преподавательской нагрузки введены часы на контроль так называемой самостоятельной работы учащегося. Если лишить студентов домашки, то аудиторная нагрузка на отдельного преподавателя резко возрастет.

Александр УВАРОВСКИЙ, учитель математики с 43-летним стажем:

- В СССР было письмо о запрещении перегрузки учащихся домашними заданиями. Если ребенок находится в школе шесть часов, то максимальное домашнее задание может составлять только два часа.

Олег КАТРЕНКО, финалист конкурса «Учитель года России-2015»:

- Домашнее задание нужно, чтобы отточить мастерство вне урока, самостоятельно оценить свой уровень.

Сергей ИВАШКИН, замдиректора Вальдорфской школы:

- Задания могут логично вытекать из того, что происходит на уроке, и быть добровольными. Если урок скучен, то задание - это насилие и вызывает скрытую агрессию, а потом и открытую.

Вадим ПАНОВ, фантаст, отец двоих детей:

- Если ребенок не научится работать самостоятельно, то какие бы оценки ни оказались в его аттестате, он окончит школу лишь наполовину.

Надежда МАРКОВА, читательница сайта KP.RU:

- Мои дети весь день в школе, такая нагрузка, что дома загружать их домашними заданиями - просто издевательство. В нерабочей обстановке запомнить что-либо сложно.

← ВСЕ ЭФИРЫ И ИНТЕРВЬЮ